Главная » Статьи » Мои статьи

А ниточка тянется...

 

 

 

 Богини Норны у мирового древа жизни Иггдрасиль  Стефани Пай-Мун Лоу

 Ника Батхен

 

...А завтра будет осень. В лужи ляжет 
Огонь листвы разбитый в угольки. 
Старухи на холме все крутят пряжу 
И тянут нить и вяжут узелки. 
Hе смотрят вниз - на что им любоваться 
Плетение старей веретена. 
Кто сдохнет в сто, кто разобьется в двадцать 
Кто пригубит, а кто допьет до дна. 
Позор и страсть, надежда и утрата, 
Прыжок с моста об лед забавы для, 
Казенный дом, чугунная ограда- 
Hа тонкой нитке новая петля. 
А мы живем - кто яростно, кто чинно, 
Плывем в ладье за реку суеты, 
Меняем маски, образы, личины, 
И говорим любимым "Только ты". 
Кидаемся в войну, работу, ссоры, 
Мечтаем: "Будет новая весна"... 
По кружеву Земли плетут узоры 
Три женщины, без устали и сна.

 

 

 
 Аллегория фатума или богини судьбы Норны  Дж. Л. Лунд  Первой норной была мудрая старая Урд ("судьба"), читающая свиток прошлого. Вторую звали Верданди ("становление"); она символизировала настоящее. Третья, Скульд ("долг"), хранила свиток будущего. Норны жили у источника Урд у корней мирового древа Иггдрасилъ
 
  В Древней Греции (VIII-V вв. до н.э.) судьба тоже предстает в виде трех сестер. Это мойры (moira(греч.) - "часть", "доля") Лахесис - "дающая жребий", Клото - "прядущая") и Антропос - "неотвратимая". Согласно Платону они дочери богини Необходимости Ананке. Лахесис назначает жребий человеку еще до его рождения, Клото - прядет нить его жизни, а Антропос её обрезает. В образах мойр воплотилась идея судьбы как случая (Лахесис), искусства выстраивать жизнь (Клото) и неизбежности (Антропос). Идея, предполагающая, что судьба это доля, часть очень глубока. Проследите этимологию слова счастье, ведь добуквенно это означает того, кто «с частью», т.е. вместе с судьбой-мойрой. Синоним «несчастливого» человека – «обездоленный», т.е. не имеющий мойры-судьбы.
 
 
 Богини судьбы по древнегреческим мифам. На картине в центре – три монументальные фигуры, несущие смысловую нагрузку. Это богини судьбы, дочери Зевса и Фемиды Внизу – плот, на котором люди, представляющие разные эпохи и объединенные одним – неизбежностью конца. Ягненок – это жертвоприношение. Плот с людьми и ягненком – символ мимолетности бытия.
  Ильяс Файзуллин 
 
В римской мифологии это Парки
 Парки
Франсиско Гойя, 1819-1823
 
 Триумф смерти. Мойры прядут нить жизни. Гобелен. Брюссель. 1510-20 г.г. 
 
И вот еще размышления на эту тему:
 
    Подняться над судьбой? Это просто.

 

Единый единоюТрадиционные символы судьбы это нить и книга. Я хочу предложить иной образ. Рядом размещена картина неизвестного художника, её название "Единый единою чертою". Название соответствует художественной технике - карандаш был поставлен в центр картины, затем художник стал накручивать концентрические круги, всё шире и шире, то отпуская, то надавливая на карандаш как того требовал общий замысел.А теперь представьте, что судьба одной человеческой жизни это всего лишь отрезок одной из концентрических окружностей - вот эта ниточка вьётся плавно, спокойно, потом "вдруг" становится еле заметной, поскольку художнику в этом месте захотелось нанести солнечный блик, ещё дальше линия жизни вдруг становится тёмной и глубокой - тут художник изобразил бороду. Теперь перенесёмся на место того человека, которому выпала эта судьба. Вот он живёт спокойно, потом в его жизни наступает "солнечная" светлая пора, тот самый блик на картине, затем в его жизни вдруг проступает тёмная полоса. Вы понимаете, насколько буквально удаётся употребить всем известные фразы: "светлая полоса", "тёмная полоса"?! Как удачно это сравнение ложится на речь, как удачно подходит к нашему разговору.. А теперь мы вместе с тем человеком поднимемся над его судьбой. Ведь это так просто. Мы просто сойдём с линии, оторвём своё скольжение по двумерной плоскости картины и посмотрим с трёхмерной точки зрения, ведь оттуда как на ладони видна вся картина судьбы. 
Фото сделано в музее Троицко-Сергиевой Лавры.Эта картина имеет в мире несколько копий.Можно предположить, что тот, кто рисовал эту картину, вполне может её менять по воле своего творческого вдохновения. 

 

Второй эпилог: Кто был изначальным Художником? ОН? Или мы сами? Или мы вместе? А если это мы, то не выглядят ли иногда глупыми наши попытки изменить своё собственное решение о своей собственной судьбе?    

 

 

*** 

 Вышивка чувств!

Сумерек черника с молоком 
Пятнами ложится в небесах. 
С загнутым истертым уголком 
Не откроешь книгу. На руках 
Сядешь у окошка вышивать. 
Пяльцы полотна натянут круг. 
Нет, не покрывало на кровать, 
Не рубаху, чтоб смущать подруг, 
Не платочек, чтобы пот со лба 
Суженного на глазах у всех 
Утереть, не ярмарочный бант, 
И не скатерть для хмельных потех. 
Выложишь на грубое сукно 
Долгие упругие стежки 
Из того, что было мне дано, 
Чем спасаться должно от тоски. 
Золотые нити – солнца свет, 
Вера и надежда заодно. 
Серебром - венцы моих побед – 
Не померкнет через век оно. 
Синим на сукно ложиться даль 
Та, что мне увидеть предстоит. 
Серой стежкой тихая печаль, 
Рыжей – радость светлая горит. 
Расцветают маки на крови 
Там, где уколола ты персты. 
Лишь по тонкой линии любви 

Белой ниткой вышиты кресты.

 

*** 

Пока на спицах вьется пряжа...

Стучат секунды, словно спицы 
В руках, послушны госпоже, 
Плетет узоры мастерица- 
Свой незатейливый сюжет. 
В ее руках любые нити 
Мгновенно могут оживать, 
И вьются линии событий 
Подобно тонким кружевам. 
За рядом ряд ложаться петли, 
Сплетая жизни полотно, 
То цвета радуги, то пепла 
Встают картины за окном. 
И слез, и счастья звонких песен- 
Всего намешано сполна, 
Но только ей одной известен 
Эскиз чудного полотна. 
Пока на спицах вьется пряжа 
Возможно что-то изменить... 
Закончит, узелок завяжет, 
И оборвется чья-то нить. 
И ничего не повторится, 
И не изменится уже, 
Плетет узоры мастерица- 
Свой незатейливый сюжет.

Варвара Шухатян 

***

  Я свяжу тебе жизнь... 

Из пушистых мохеровых ниток. 
Я свяжу тебе жизнь... 
Не солгу ни единой петли. 
Я свяжу тебе жизнь... 
Где узором по полю молитвы 
Пожелания счастья 
В лучах настоящей любви... 
Я свяжу тебе жизнь... 
Из веселой меланжевой пряжи. 
Я свяжу тебе жизнь... 
И потом от души подарю. 
Где я нитки беру? 
Никому никогда не признаюсь. 
Чтоб связать тебе жизнь... 
Я тайком распускаю свою.

Автор: Валентина Беляева

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Artasav (16.07.2010)
Просмотров: 1967 | Комментарии: 1 | Теги: Поэзия, мифология, шедевры живописи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Artasav  
0
Никому никогда не признаюсь.
Чтоб связать тебе жизнь...
Я тайком распускаю свою.

какая Ты все-таки умничка


Имя *:
Email *:
Код *: