Богини Норны у мирового древа жизни Иггдрасиль Стефани Пай-Мун Лоу Ника Батхен ...А завтра будет осень. В лужи ляжет Огонь листвы разбитый в угольки. Старухи на холме все крутят пряжу И тянут нить и вяжут узелки. Hе смотрят вниз - на что им любоваться Плетение старей веретена. Кто сдохнет в сто, кто разобьется в двадцать Кто пригубит, а кто допьет до дна. Позор и страсть, надежда и утрата, Прыжок с моста об лед забавы для, Казенный дом, чугунная ограда- Hа тонкой нитке новая петля. А мы живем - кто яростно, кто чинно, Плывем в ладье за реку суеты, Меняем маски, образы, личины, И говорим любимым "Только ты". Кидаемся в войну, работу, ссоры, Мечтаем: "Будет новая весна"... По кружеву Земли плетут узоры Три женщины, без устали и сна. Аллегория фатума или богини судьбы Норны Дж. Л. Лунд Первой норной была мудрая старая Урд ("судьба"), читающая свиток прошлого. Вторую звали Верданди ("становление"); она символизировала настоящее. Третья, Скульд ("долг"), хранила свиток будущего. Норны жили у источника Урд у корней мирового древа Иггдрасилъ В Древней Греции (VIII-V вв. до н.э.) судьба тоже предстает в виде трех сестер. Это мойры (moira(греч.) - "часть", "доля") Лахесис - "дающая жребий", Клото - "прядущая") и Антропос - "неотвратимая". Согласно Платону они дочери богини Необходимости Ананке. Лахесис назначает жребий человеку еще до его рождения, Клото - прядет нить его жизни, а Антропос её обрезает. В образах мойр воплотилась идея судьбы как случая (Лахесис), искусства выстраивать жизнь (Клото) и неизбежности (Антропос). Идея, предполагающая, что судьба это доля, часть очень глубока. Проследите этимологию слова счастье, ведь добуквенно это означает того, кто «с частью», т.е. вместе с судьбой-мойрой. Синоним «несчастливого» человека – «обездоленный», т.е. не имеющий мойры-судьбы. Богини судьбы по древнегреческим мифам. На картине в центре – три монументальные фигуры, несущие смысловую нагрузку. Это богини судьбы, дочери Зевса и Фемиды Внизу – плот, на котором люди, представляющие разные эпохи и объединенные одним – неизбежностью конца. Ягненок – это жертвоприношение. Плот с людьми и ягненком – символ мимолетности бытия. Ильяс Файзуллин В римской мифологии это Парки Парки Франсиско Гойя, 1819-1823
Триумф смерти. Мойры прядут нить жизни. Гобелен. Брюссель. 1510-20 г.г. И вот еще размышления на эту тему: Подняться над судьбой? Это просто. | Традиционные символы судьбы это нить и книга. Я хочу предложить иной образ. Рядом размещена картина неизвестного художника, её название "Единый единою чертою". Название соответствует художественной технике - карандаш был поставлен в центр картины, затем художник стал накручивать концентрические круги, всё шире и шире, то отпуская, то надавливая на карандаш как того требовал общий замысел.А теперь представьте, что судьба одной человеческой жизни это всего лишь отрезок одной из концентрических окружностей - вот эта ниточка вьётся плавно, спокойно, потом "вдруг" становится еле заметной, поскольку художнику в этом месте захотелось нанести солнечный блик, ещё дальше линия жизни вдруг становится тёмной и глубокой - тут художник изобразил бороду. Теперь перенесёмся на место того человека, которому выпала эта судьба. Вот он живёт спокойно, потом в его жизни наступает "солнечная" светлая пора, тот самый блик на картине, затем в его жизни вдруг проступает тёмная полоса. Вы понимаете, насколько буквально удаётся употребить всем известные фразы: "светлая полоса", "тёмная полоса"?! Как удачно это сравнение ложится на речь, как удачно подходит к нашему разговору.. А теперь мы вместе с тем человеком поднимемся над его судьбой. Ведь это так просто. Мы просто сойдём с линии, оторвём своё скольжение по двумерной плоскости картины и посмотрим с трёхмерной точки зрения, ведь оттуда как на ладони видна вся картина судьбы. | Фото сделано в музее Троицко-Сергиевой Лавры.Эта картина имеет в мире несколько копий. | Можно предположить, что тот, кто рисовал эту картину, вполне может её менять по воле своего творческого вдохновения. |
| Второй эпилог: Кто был изначальным Художником? ОН? Или мы сами? Или мы вместе? А если это мы, то не выглядят ли иногда глупыми наши попытки изменить своё собственное решение о своей собственной судьбе? *** Вышивка чувств! Сумерек черника с молоком Пятнами ложится в небесах. С загнутым истертым уголком Не откроешь книгу. На руках Сядешь у окошка вышивать. Пяльцы полотна натянут круг. Нет, не покрывало на кровать, Не рубаху, чтоб смущать подруг, Не платочек, чтобы пот со лба Суженного на глазах у всех Утереть, не ярмарочный бант, И не скатерть для хмельных потех. Выложишь на грубое сукно Долгие упругие стежки Из того, что было мне дано, Чем спасаться должно от тоски. Золотые нити – солнца свет, Вера и надежда заодно. Серебром - венцы моих побед – Не померкнет через век оно. Синим на сукно ложиться даль Та, что мне увидеть предстоит. Серой стежкой тихая печаль, Рыжей – радость светлая горит. Расцветают маки на крови Там, где уколола ты персты. Лишь по тонкой линии любви Белой ниткой вышиты кресты. *** Пока на спицах вьется пряжа...Стучат секунды, словно спицы В руках, послушны госпоже, Плетет узоры мастерица- Свой незатейливый сюжет. В ее руках любые нити Мгновенно могут оживать, И вьются линии событий Подобно тонким кружевам. За рядом ряд ложаться петли, Сплетая жизни полотно, То цвета радуги, то пепла Встают картины за окном. И слез, и счастья звонких песен- Всего намешано сполна, Но только ей одной известен Эскиз чудного полотна. Пока на спицах вьется пряжа Возможно что-то изменить... Закончит, узелок завяжет, И оборвется чья-то нить. И ничего не повторится, И не изменится уже, Плетет узоры мастерица- Свой незатейливый сюжет. Варвара Шухатян *** Я свяжу тебе жизнь... Из пушистых мохеровых ниток. Я свяжу тебе жизнь... Не солгу ни единой петли. Я свяжу тебе жизнь... Где узором по полю молитвы Пожелания счастья В лучах настоящей любви... Я свяжу тебе жизнь... Из веселой меланжевой пряжи. Я свяжу тебе жизнь... И потом от души подарю. Где я нитки беру? Никому никогда не признаюсь. Чтоб связать тебе жизнь... Я тайком распускаю свою. Автор: Валентина Беляева |
|